Отопление гаража печкой на дровах
Делаем печь для гаража на дровах своими руками: чертежи, размеры и секреты установки буржуйки
Зимой работать в гараже очень сложно из-за мороза, поэтому автовладельцы ищут различные способы отопления своего гаража.
Одним из таких способов является печка-буржуйка, которую, к тому же, можно сделать своими руками, при чем в короткие сроки.
В этой статье мы расскажем:
- что такое печка-буржуйка;
- как ее сделать;
- как сделать дымоход;
- как организовать вентиляцию;
- как отапливать гараж с помощью буржуйки;
- какие меры безопасности необходимо соблюдать.
Что такое печь-буржуйка?
Под этим термином подразумевают металлическую печь, работающую на дровах или угле. Стенки печки раскаляются и нагревают воздух, отсюда и название – буржуйка (отапливает только вокруг себя). Преимуществ у печей такого типа много:
- простота изготовления;
- нетребовательность к топливу;
- хороший обогрев на небольшом расстоянии.
Хватает у нее и минусов:
- большой расход топлива;
- необходимость в постоянном контроле;
- малое время обогрева;
- высокие требования к вентиляции и пожарной безопасности.
Вентиляция и дымоход: самые важные нюансы чертежа
Печи этого типа очень требовательны к дымоходу и вентиляции. Если дымоход недостаточной длины или плохо утеплен, то печь будет плохо разгораться и слабо греть. Недостаток свежего воздуха не позволит дровам сильно гореть, из-за чего и без того невысокий КПД упадет еще ниже.
Кроме того, недостаточный приток свежего воздуха приведет к ослаблению тяги и попаданию части дыма в гараж. Высокая концентрация недогоревшего дыма представляет серьезную угрозу. Во-первых, такой дым очень токсичен и может убить человека, а во-вторых, если концентрация достигнет опасного значения, то приток свежего воздуха приведет к взрыву.
Выбор места для установки в гараже
Выбор места для этого отопительного прибора очень важен, ведь эффективность буржуйки падает по мере увеличения расстояния. Поэтому ставить ее нужно там, где вы проводите больше времени и чаще всего работаете. К примеру, неподалеку от верстака.
Ведь задача обогревателя такого типа создать комфортные условия на короткое время, то есть поднять температуру до таких значений, при которых вы сможете спокойно обслуживать или ремонтировать автомобиль. При этом должны быть соблюдены условия:
- в круге радиусом 2 метра не должно быть никаких горючих или легковоспламеняющихся веществ;
- под печью должно быть бетонное основание радиусом 2 или более метра;
- деревянные стропила и потолок необходимо отделить от дымохода;
- неподалеку от печки должен быть канал вентиляции с заслонкой.
Размеры устройства
Нет стандарта размеров печей-буржуек, ведь каждый делает их из того, что есть под рукой. Существует негласное правило – максимальный размер эффективной печи равен стальной бочке объемом 200 литров. Этих размеров хватает для отопления гаража на две машины, площадью 60 м².
Делать более крупную печку нецелесообразно, ведь в этом случае она будет слишком сильно греть рядом с собой и может повредить лакокрасочное покрытие машины.
Как правильно топить?
Порядок действий для правильной топки:
- Открыть вентиль слива конденсата. Когда конденсат перестанет капать, закрыть вентиль.
- Проверить тягу, для этого открыть вентиляцию, поддувальную дверцу и шибер, зажечь спичку и поднести к поддувалу. Если огонь спички затягивает в поддувало, тяга в порядке.
- Положить на колосники бумагу и мелкие щепки, затем поджечь их спичкой. Когда щепки разгорятся, положить на них более крупные щепки, а также узкие и тонкие (1–1,5 см) деревяшки (7–15 штук).
- Когда огонь разгорится, положить тонкие сухие поленья (ширина и толщина 3–5 см) 4–6 штук, затем закрыть дверцу топки.
- Через 5 минут положить крупные сухие дрова (3–5 поленьев) и закрыть дверцу топки.
- Проверять огонь каждые 20 минут, при необходимости подкидывать дрова с улицы.
- Если огонь слишком сильной (слышен громкий гул или рев), прикрыть поддувало, затем шибер. Огонь в правильно настроенной печи гудит очень тихо, поэтому его слышно только рядом с печью.
- Протопив гараж, дождаться, когда над углями исчезнет пламя, закрыть поддувало и на ¾ прикрыть шибер и вентиляцию. Через 10 минут закрыть шибер и вентиляцию.
Где хранить дрова?
Буржуйки работают на любых дровах, однако, чем меньше в древесине влаги, тем больше тепла отдает печь. Поэтому часть дров и щепки для розжига хранят неподалеку от печи, на расстоянии 3–5 метров. Там они подсыхают, благодаря чему облегчается розжиг.
Если дрова присыплет снегом, то никакой беды нет, они все равно будут хорошо гореть.
Единственная проблема – во время небольшого мороза снег тает под солнечными лучами и превращается в воду. Эта вода смачивает поверхность дров, а после захода солнца замерзает, склеивая отдельные поленья. Поэтому желательно хранить дрова под навесом, чтобы не пришлось выламывать нужное количество поленьев с помощью лома.
Техника безопасности
Температура поверхности печи-буржуйки до 500 градусов, поэтому во время топки к ней нельзя прикасаться. Кроме того, нельзя оставлять ее без присмотра больше, чем на 5 минут. Порыв ветра может создать обратную тягу, которая откроет дверцу топки и выкинет из нее угли. Если вы вовремя не обнаружите вылетевшие угли, то высока вероятность пожара.
Не используйте этот отопительный прибор в состоянии опьянения или под воздействием наркотических/психотропных веществ. Не закрывайте шибер раньше поддувала, иначе дым пойдет в гараж. Не затапливайте печь, если в гараже есть открытые емкости с любыми горючими жидкостями.
Как сделать обогрев более эффективным?
Есть три способа увеличения эффективности:
- увеличение площади (наваривание металлических уголков);
- калорифер (воздушное отопление);
- жидкостное отопление (антифриз).
Печка-буржуйка – это железная топка с небольшой площадью греющих поверхностей, поэтому приварив к ней куски арматуры, стальные уголки или пластины, вы увеличите площадь греющей поверхности, а значит и общую теплоотдачу. При этом дровяная печь станет похожа на ежика и будет не очень красиво выглядеть, но в сильные морозы тепло важней красоты.
Кроме того, можно превратить ее в калорифер. Для этого нужно намотать на печь и нижнюю часть дымохода стальную трубу с внутренним диаметром 50 и более мм. Причем наматывать не спиралью, а отдельными кусками – на каждый виток отдельный кусок трубы. Затем к одной части труб присоедините мощный вентилятор, а от другого конца труб проложите воздуховоды в разные углы гаража.
Прогрев печь и включив вентилятор, вы быстро наполните помещение горячим воздухом, благодаря чему эффективность отопления возрастет в 3–5 раз. Вместо воздушного калорифера можно сделать жидкостный – намотать трубу спиралью и повесить на стенах самодельные или покупные радиаторы отопления.
- где Р – суммарная мощность радиаторов в кВт;
- S – площадь помещения в м².
Это отопление необходимо заполнять антифризом. Также необходим расширительный бачок емкостью в 1/10 от общего объема жидкости в системе.
Аналогичная модель своими руками
Вам потребуются:
- кусок стальной трубы диаметром 60 см и длиной 1 м для корпуса печки;
- стальной круг толщиной 2 см и диаметром 55–60 см;
- стальной круг толщиной 3 мм и диаметром 60 см;
- стальная труба, уголки и тройник диаметром 15–20 см на дымоход, а также стальной круг размером на 5 мм меньше внутреннего диаметра трубы;
- уголок 50х50 мм длиной 1 м;
- стальная арматура диаметром 20–40 мм, общая длина 3–4 метра;
- небольшие навесы или петли (можно сделать из трубы и прутка);
- вентиль для слива конденсата и переходник для вварки в трубу;
- стальной круг диаметр которого равен диаметру трубы, а толщина 3 мм;
- полоски стали шириной 20–30 мм и толщиной 2–3 мм;
- стальной пруток диаметром 5–6 мм для крючков и шибера;
- крышка-грибок для дымохода.
Алгоритм сборки и чертежи самодельной конструкции
Вот порядок действий:
- Если необходимо, обрежьте трубу с обеих сторон под углом 90º.
- Отступите снизу 15, 25 и 55 см и проведите три линии, параллельные торцу. Выберите лицевую сторону будущей печки и проведите две вертикальные линии на расстоянии 30 см друг от друга.
- Вырежьте получившиеся прямоугольники – это будут поддувало (снизу) и дверца (сверху).
- Между верхней и нижней прорезями вварите внутри трубы обрезки арматур с шагом 1 см. Если нет арматур или хочется сделать красивей, то купите колосник и возьмите такой же стальной круг, который вы отложили для крышки. Вырежьте в этом круге отверстие для колосника и вварите вместо арматуры.
- К нижнему торцу трубы приварите тонкий стальной круг.
- К нижней части трубы приварите 4 ножки из уголков.
- Из тонких обрезков сделайте уплотнители для обеих дверок, для этого обрезки придется выгнуть по форме трубы.
- Приварите навесы к обеим дверкам, затем приварите к трубе. Убедитесь, что обе дверки легко открываются и плотно закрываются.
- Из прутка согните два крючка произвольной формы и приварите для них крепления к каждой из дверок и корпусу печки.
В толстом стальном круге вырежьте отверстие для трубы дымохода.
- Приварите толстый стальной круг к верхнему торцу корпуса.
- Поставьте печь на выбранное для нее место.
- Отступите от бетонного потолка 5 см, а от деревянного 25 см и измерьте расстояние до верхней крышки печи.
- Измерьте расстояние от условной линии, соответствующей дымоходу до стены.
- Измерьте толщину стены и расстояние до козырька крыши.
- Сваривайте по кусочкам и устанавливайте дымоход, соответствующий этим размерам, высота дымохода 3–4 метра от печи.
- Закрепите на верхней части дымохода крышку-грибок.
- В нижней части дымохода просверлите 2 сквозных отверстия для прутка шибера.
- Согните пруток буквой Г и вставьте в трубу, чтобы он прошел насквозь. Поверните наружную часть прутка горизонтально, затем приварите к нему внутри трубы кружок шибера, расположив его горизонтально, чтобы дымоход был открыт, когда ручка прутка направлена вниз.
- Вварите в круглую тонкую пластинку переходник для вентиля.
- Приварите эту пластину к открытой стороне тройника.
- Проверьте тягу.
Кроме того, необходимо будет делать в стене противопожарную разделку из кирпича.
Вывод
Печь-буржуйка хорошо подходит для временного отопления гаражей на 1–2 машины. Теперь вы знаете:
- как самостоятельно сделать печь-буржуйку;
- как ее топить;
- какие меры безопасности соблюдать.
Печь для гаража своими руками: обзор лучших вариантов самоделок
Частный гараж – помещение специфическое и в зимний период обычно очень холодное. Ни для человека, ни для автомобиля такой микроклимат совершенно не полезен. При этом использование стандартных электрообогревателей зачастую оказывается слишком дорогостоящим и малоэффективным.
Остается изготовить печь для гаража своими руками, выбрав один из подходящих вариантов. Мы предлагаем к рассмотрению четыре способа обустройства печного отопления, каждый из которых имеет свои особенности в создании и эксплуатации.
Наглядные схемы и видео-инструкции помогут определиться с конструкцией печи, выполнить сборку и подключение агрегата самостоятельно.
Особенности отопления гаража
Капитальный гараж с утеплением доступен далеко не каждому автовладельцу. Чаще всего в распоряжении владельца транспортного средства оказывается металлическое строение, лишенное какого-либо утепления. Любая тепловая энергия покидает такое строение практически моментально.
При решении проблемы отопления гаражного помещения, не стоит оценивать его потребность в тепле, опираясь на аналогичный опыт с жилым домом. И дело не только в отсутствии теплоизоляции.
Существует так называемый закон квадрата-куба, который гласит, что когда размеры геометрического тела уменьшаются, отношение размеров поверхности этого тела к его объему увеличивается.
Это сказывается на размерах теплопотерь объекта, поэтому для обогрева одного кубического метра маленького помещения, например, гаража, необходимо больше тепла, чем при отоплении большого дома.
Если для двухэтажного строения может хватить и отопительного прибора мощностью 10 кВт, то на значительно меньший по размерам гараж понадобится агрегат с производительностью около 2-2,5 кВт тепловой энергии.
Для поддержания очень скромной рабочей температуры на уровне 16°С хватит и печки мощностью 1,8 кВт. Если же нужно поддерживать только оптимальную температуру для хранения автомобиля на стоянке – 8°С – подойдет агрегат на 1,2 кВт.
Получается, что расход топлива на обогрев единицы объема пространства гаража может в два раза превышать аналогичный показатель для жилого дома.
Чтобы тщательно прогреть весь гараж, его стены и пол, понадобится еще больше тепловой энергии, т.е. еще более мощный обогреватель. Но даже при наличии утепления тепло будет уходить из помещения слишком быстро. Поэтому рекомендуется осуществлять обогрев не всего гаража, а только так называемого рабочего пространства.
Идея состоит в том, чтобы сосредоточить прогретый воздух по центру помещения и вокруг него таким образом, чтобы между стенами и потолком оставалась прослойка холодного воздуха. В результате техника и люди будут постоянно находиться в облаке воздуха комфортной температуры, а расход тепловой энергии заметно сократится.
Это явление специалисты называют теплой шапкой, оно возникает благодаря естественно-ограниченной конвекции. Интенсивный поток нагретого воздуха поднимается вверх, но немного не достигает потолка, поскольку его кинетическая энергия гасится более плотными холодными слоями.
Далее горячий поток распределяется по сторонам, слегка касаясь стен или на небольшом расстоянии от них. Почти весь гараж становится теплым, под воздействием конвекционных процессов прогревается даже смотровая яма.
Для достижения подобного эффекта подходят гаражные печи относительно небольшой мощности, создающие интенсивный, но не особенно плотный поток теплого воздуха.
Альтернативный вариант отопления гаража состоит в использовании различных инфракрасных обогревателей. Для гаража с металлическими стенками такое оборудование не особенно хорошо подходит. Инфракрасное излучение плохо отражается от металлических поверхностей, оно проникает сквозь них, в результате все тепло просто уйдет на улицу.
Для кирпичного гаража со стенками в полкирпича инфракрасный обогреватель специалисты также не рекомендуют. Этот материал не пропускает инфракрасные волны, но и не отражает их. Кирпич поглощает этот тип тепловой энергии и со временем ее отдает. К сожалению, на процесс аккумулирования энергии и ее возврат уходит слишком много времени.
Практичные рекомендации по выбору гаражного обогревателя приведены в этой статье.
Использование утеплителей: за и против
Гаражи эконом-класса практически никогда не утепляют снаружи по очень простой причине – это слишком дорого для помещения, которым постоянно не пользуются. Да это и не всегда возможно, например, в гаражных кооперативах строения ставят очень близко друг к другу, зазор не позволяет выполнить монтаж утеплителя.
Но и внутренняя теплоизоляция гаражного помещения может оказаться проблематичной. При монтаже утеплительного материала непосредственно на металлические стены в месте их контакта возникает так называемая точка росы, т.е. место скопления конденсата. Практически всегда при контакте с влагой утеплитель приходит в негодность довольно быстро.
Да и для самого строения такая ситуация может оказаться губительной. В металлическом гараже утепление можно поставить, но лучше установить подходящий материал на некотором расстоянии от стены, примерно в 20-50 мм.
От пола следует отступить на 50-70 мм. В качестве профиля лучше всего использовать шайбы, чтобы избежать создания замкнутых контуров под покрытием.
При таком варианте монтажа конденсат также будет появляться, но благодаря циркуляции воздуха под слоем утеплителя влага будет постепенно испаряться, не нанося ощутимого вреда строению.
Однако для гаража, который отапливается постоянно, этот вариант не подходит, поскольку влажность внутри помещения большую часть времени будет чрезмерно высокой. Это подвергнет риску как здоровье людей, так и состояние автомобиля.
В качестве материала для такого “вентилируемого” утепления рекомендуется использовать плиты, например, ДВП, ДСП, то есть древесные материалы, самозатухающие при возгорании. Рекомендуемая толщина – около 5 мм.
Прекрасно подойдет плоский ондулин или его аналоги. Эти материалы обладают способностью отражать инфракрасное излучение, что обеспечивает эффективный обогрев.
А вот пластик, даже обладающий свойствами затухания, ставить в гараже категорически не рекомендуется. Такие материалы при возгорании выделяют ядовитые испарения, из-за которых избежавшие пожара люди могут просто отравиться. Запрещено использовать в качестве утепления также плиты, в составе которых имеется асбест.
При утеплении холодного кирпичного гаража рекомендуется сначала оштукатурить стены вермикулитовым составом, чтобы защитить их от влаги. Стены металлического гаража следует окрасить в два слоя, предварительно прогрунтовав основание.
Обзор возможных вариантов
Для гаража чаще всего используют следующие варианты самодельных печей:
- кирпичная дровяная печь;
- буржуйка;
- печь длительного горения;
- печь на отработке.
Каждый из этих вариантов печей для гаража, сделанных своими руками имеет определенные преимущества и недостатки. Некоторые агрегаты можно сочетать, чтобы расширить возможности по отоплению гаража и сделать этот процесс более удобным и выгодным.
В сооружении небольшой печурки в гараж можно использовать фактически бросовые поручные средства и материалы, это:
Печки для гаража с лучшей теплоотдачей – что греет…
Обычные буржуйки, которые можно поставить в гараже, страдают одним весомым недостатком – слишком малым КПД. Исходящий газ просто не успевает отдать тепло и вылетает раскаленным в трубу. Между тем, часто в мастерской или в гараже не хватает тепла, поэтому было бы неплохо сделать такую печь на дровах, которая бы умела отдавать энергии в 1,5 раза больше, т.е. поднять КПД из района 35 – 40% под 60%. Достигнуть этого не так сложно, нужно лишь немного преобразовать известные конструкции, а многие уже так и сделали…
Пути повышения отдачи тепла от дровяной или масляной печки в гараже
Отопление в гараже, как правило, делается без водяного контура. Отдача тепла сгоревших дров, угля или масла происходит от корпуса печи и от ее дымохода непосредственно воздуху. Очевидно, что если увеличить площадь соприкосновения разогретых деталей с воздухом, повысится и теплоотдача, соответственно поднимется и КПД. Что можно сделать?
- Сделать нагреваемый корпус самой печки гораздо больших размеров, — осталось не пожалеть металла…
- Наварить на корпус оребрение толщиной 3 – 5 мм, таким образом площадь теплопередачи можно увеличить в разы…
- Увеличить длину дымохода внутри помещения, — сделать наклонную трубу вдоль стены . Снабдить частично дымоход также оребрением, поставить на дымоход нагреваемый бак с водой.
- Перераспределить инфракрасное излучение от печи.
Отражение лучевого тепла в гараже
Буржуйки нередко нагреваются далеко за 300 град, поэтому и доля инфракрасного излучения значительная. А оно распространяется от нагретых деталей во все стороны, в том числе и в холодный угол, который мало интересен пользователям.
Если отразить инфракрасное излучение из угла, в котором стоит печка в гараже, в центр этого помещения, где находятся обогреваемые люди и предметы, способные поглощать инфракрасное тепло, то прибавка полезной отдачи от обогревателя будет существенной, — вероятно 1 кВт с 20 киловаттного горения…
Достаточно разместить на стене за печкой слой фольги, фокусирующий отражение куда нужно.
Пример конструкции печки с повышенной отдачей тепла
Примерные размеры типичной печки для дров и угля, с высоким корпусом и двумя проходами газов, приведены на рисунке. В данном случае, увеличение высоты корпуса лишь будет увеличивать теплоотдачу, а значит и КПД печи.
Сделать такую конструкцию может любой сварщик-слесарь-по-металлу за недорого.
Наварить оребрение — увеличить КПД и сделать отдачу тепла больше…
Особенности печки на твердом топливе для гаража или мастерской.
- Отличие от банной печи — не допустимо просыпание углей высокой температуры из топочную камеру на открытый поддон, или на пол. Поэтому гаражная конструкция всегда снабжается зольником, закрываемым дверцей.
Как отобрать энергию у дымохода и приготовить в мастерской горячую воду
Протянутый вдоль стены на верхнем уровне дымоход по разным оценкам увеличивает отдачу тепла на 8 – 15%, т.е. поднимает КПД процентов на 6 -7 в среднем. Но для многих подобная конструкция не удобна – загромождает гараж, а также и не дешева, — т.е. представляется не стоящим мероприятием.
Но зато многие владельцы мастерских, да и гаражей тоже, поддерживают идею наличия теплой воды, которой можно помыть что либо, а также помыть руки или даже принять душ…
Бак с патрубком для прохода дымовых газов вставляется между печью и дымоходом, забирает энергию у газов, греет воду, повышает в целом КПД устройтсва. Остается только согласовать диаметры дымового патрубка на печке и т.д.
Но этот участок дымной трубы может собирать и росу, поэтому может сильно загрязняться…
Сделать его также своими руками не представляет большей проблемы, чем сделать саму печку.
Новая конструкция печи на масле
Сжигание отработки в гараже – всем известный способ обогрева, — печку для этого действа делают незамедлительно, если только появляется условно-бесплатное масло – отработка. Но сама печка с низким КПД, корпус маленький, получение достаточного количества тепла происходит из-за большой теплотворности масла, в первую очередь.
Предлагается еще одна конструкция, которая отличается большим корпусом из баллона, который можно и оребрить дополнительно, большим КПД, а также в ней реализуется капельный режим подачи топлива в зону горения. Поэтому вода в масле, или другие примеси, просто так не попадут в огонь и не будут давать опасных взрывов с разбрызгиванием горящего масла как на обычной масло-буржуйке…
Чертеж производительной печки на масле.
Принцип действия гаражной масляной капельной печки — на рисунке.
Еще одно достоинство – можно топить и соляркой, в том числе. Поэтому, если кончилось «бесплатное» масло, можно перейти на покупную солярку, а не мерзнуть.
Но конструкция печки на масле для гаража, конечно, посложнее классической. Для этой же печи требуется и устойчивая более мощная тяга – поэтому дымоход нужен подлиннее – не менее 4 метров высоты от уровня горелки…
Обзор печей для обогрева гаража, плюс инструкция как сделать своими руками
Низкая температура некомфортна для владельца гаража и не идёт на пользу автомобилю. Электрическая печь для обогрева частного/производственного гаража неважно справляется с отопительными функциями, требуя при этом немалых финансовых расходов. Целесообразней обогревать помещения такого типа агрегатами, отвечающими гаражным особенностям.
Рисунок 1. Печь для обогрева гаража
Об особенностях обогрева гаражей
Есть 2 основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются автовладельцы, желающие обогревать «парковку»:
- «неподходящее» соотношение объёма и площади помещения;
- отсутствие наружного утепления и сложности с устройством внутреннего.
Соотношение параметров
Есть закон, согласно которому при уменьшении размеров тела увеличивается отношение площади к объёму. Условно говоря, если в среднеразмерном двухэтажном частном доме на 1 м 3 приходится 0,8 м 2 , то в типовом гараже на 1 м 3 – 1,7 м 2 . Это значит, что у небольшого помещения теплопотери будут вдвое выше.
Чтобы создать в гараже 8-градусный «микроклимат», понадобится оборудование мощностью приблизительно 1200 Вт. Для поддержания температуры 16 градусов, потребуется отопительный прибор мощностью 1800 Вт. Расходы на обогрев единицы площади выходят тоже примерно в два раза больше, чем в случае с коттеджем.
Утепление
Даже мощные и экономичные печи в типовом гараже будут неэффективными, если не позаботиться об утеплении. Стены, пол и потолок, не способные удержать тепло, делают затею с обогревателем нецелесообразной.
Лучше всего сделать наружно утепление. Но чаще всего это откликается немалой нагрузкой на бюджет. Кроме того, для многих автовладельцев этот вариант вообще недоступен – гаражи зажаты между другими.
Остаётся внутренняя теплоизоляция. Но и здесь не всё так просто. Если выполнить термозащиту вплотную к поверхности помещения, между элементами будет образовываться конденсат. На некоторое время такое утепление позволит отапливать гараж достаточно эффективно. Но вскоре постройка придёт в негодность.
В гаражах утеплитель монтируют с зазором в 3-5 см. Между изолятором и полом тоже оставляют аналогичное расстояние. От образования конденсата это не спасает, но последний в этом случае не наносит существенного вреда гаражу. Недостаток этого решения в том, что при постоянном обогреве в помещении становится слишком влажно. А это уже серьёзно отражается на состоянии автомобиля. Владельцам таких гаражей нужно всё-таки подумать о наружном утеплении или смириться с дополнительными теплопотерями.
Внутреннюю обшивку рекомендуется делать из материалов, плохо проводящих тепло. Как варианты – ДСП/ДВП или ондулин. Термоизоляцию из пластика делать нельзя – в аварийной ситуации это приведёт к образованию большого количества ядовитых газов.
Перед утеплением стены дополнительно защищают. Кирпичные стены штукатурят (например, вермикулитовой смесью), а металлические – грунтуют и двуслойно красят.
Тепловая шапка
Другими словами, нужно сконцентрировать прогретый воздух в центре гаража. А прослойка холодного будет служить надёжной термозащитой. Тёплый воздух устремляется сначала вверх, не достигая при этом потолка – там он сталкивается с гасящими энергию холодными воздушными потоками. Затем прогретый воздух уходит в стороны, лишь немного касаясь гаражных стен. Таким образом, тёплым становится почти всё помещение.
Помните! Утепление само по себе ничего не решает. Равно как и без него нельзя добиться оптимального теплового эффекта
Нагревается даже смотровая яма. Этого невозможно достичь без создания тепловой шапки. Без конвекционных процессов работать в яме очень некомфортно – руки находятся в относительном тепле, а ноги стынут в зоне холодного дна.
Чтобы добиться такого эффекта, нужно использовать печки для отопления частных гаражей, характеризующихся небольшой мощностью, но возможностью образования интенсивного низкоплотного воздушного потока.
Подходящие варианты печей для отопления гаражей
Есть несколько вариантов печей для гаража, которые в той или иной степени можно считать подходящими.
Булерьян
Забегая наперёд, можно сказать, что это лучшее решение для небольшого автономного помещения. Канадские инженеры разрабатывали эту печь для иных целей, но так уж вышло, что она чуть ли не идеально подходит и для гаражного обогрева. Буллер относительно недорог, отлично греет и непрожорлив.
По сути, это потомок всем известной буржуйки. В контексте отопления гаража булерьян было бы корректней называть конвекционным агрегатом. В продаже можно встретить печки мощностью от 2 до 200 кВт – решение найдётся для помещения любого объёма. КПД подобных конструкций достигает 80-90%.
Как печь в частный гараж подойдёт любой буллер. Но оптимальным вариантом будет палаточный «полубулерьян». Его отличают сопла, направленные не по диагонали, как в прочих конструкциях, а прямо вверх. Это обеспечивает более эффективное образование тепловой шапки – воздушного грибообразного термопотока.
Рисунок 5. Полубуллер
У булерьянов, к сожалению, есть недостаток. Поскольку их разрабатывали для лесорубов, с их помощью возможно отопление гаража на дровах. И только. Пока что ещё не придумали оборудование такого типа, которое работало бы на торфе или угле. И при этом давало бы сопоставимый эффект.
Но преимущества агрегатов перекрывают недостаток:
- ощутимая теплоотдача – уже через 5 минут после старта; а то и раньше;
- одной загрузки дров хватает до 8-ми часов обогрева;
- возможность использовать в качестве топлива даже подсыревшие поленья; при этом КПД снижается незначительно.
Если у автовладельца нет стойкого желания сделать отопительное оборудование для гаража своими руками, булерьян подойдёт, как никакой иной агрегат. Самостоятельно буллер изготовить можно, но для этого нужно иметь ряд специальных станков.
Рисунок 6. Чертеж булерьяна
Как перехитрить булерьян?
Канадскую дровяную печь можно превратить в оборудование, в дровах не нуждающееся. Но только с условием, что буллером будут пользоваться для непродолжительного обогрева. Роль поленьев сыграет шамотный кирпич. Обычный не подходит – он не обладает достаточной теплопроводностью.
Рекомендация! Не используйте красный кирпич – нужного эффекта с ним не добиться
- из кирпича делают бой размером не более пачки сигарет;
- бой загружают в топливник так, чтобы между шамотом оставалось пространство для циркуляции воздушных потоков;
- разогревают печной теплонакопитель с помощью какой-либо горелки; чтобы раскалить кирпич докрасна, требуется около пяти минут;
- закрывают дверку топливника, дымоходную вьюшку и регулятор мощности.
Этих манипуляций хватит для того, чтобы относительно неплохо прогреть помещение и добиться сохранения теплоотдачи в течение 1-3 часов.
Поскольку булерьян самостоятельно изготовить непросто, многие «самоделкины» предпочитают иные варианты. О них далее.
Кирпичная печка
Самодельные кирпичные печки с размером основания 2х2,5 кирпича справятся с обогревом типового гаража. Но их сложно рекомендовать тем, кто забегает на «стоянку» изредка и ненадолго. Печь слишком долго прогревается. Да, тепло она отдаёт ещё дольше – в течение нескольких часов. Но тратить на растопку час-полтора, чтобы затем поработать 30 минут, совсем нерационально.
Ещё один минус кирпичного варианта – невозможность создания тепловой шапки. Термопоток, который создаёт печка, характеризуется малой интенсивностью, недостаточной для образования термоизоляционного воздушного слоя.
Делают такие конструкции из шамотного кирпича, отличающегося большей термостойкостью, чем обычный красный. В качестве связующего используют жаропрочную глину, в которую добавляют шамотный порошок.
Гаражная конструкция такого типа состоит максимум из 10-ти рядов. Топливник делают на уровне 2-4-го. Наличие дымохода – обязательное условие.
Печка на отработанном жидком топливе
Конструкция типичного агрегата подразумевает наличие двух секций. Отделы соединяются трубой с перфорацией. В нижней секции сгорает масло. Благодаря этому образуется небольшая порция тепла и горючий газ. Последний через трубу уходит в другой отдел. Благодаря перфорации в трубу поступает определённое количество воздуха, который смешивается с горючим газом. Вот эта смесь и даёт уже достаточно тепла для обогрева гаража.
Нижний отсек обычно делают из тонкого металлического листа. Форма особой роли не играет. С целью возможности регулировать воздушный поток здесь делают специальную заслонку.
Перфорированную трубу и верхнюю секцию выполняют из толстого металла. Тонкие стенки долго не выдержат воздействие высокой температуры. Труба с отверстиями должна быть прочной ещё и потому, что иначе она попросту не справится с немалой массой печи в небольшом гараже.
Дымоход обязательно делают сверху второго отсека. Боковой дымоотводящий канал делать нельзя. В качестве топлива подходит практически любая отработка, для которой не характерно простое скоростное воспламенение.
Подобная печь требует очень серьёзного отношения к технике безопасности. Перфорированная труба – это бьющее пламя. Поэтому конструкцию нужно держать подальше от легковоспламеняющихся веществ. Если пролить бензин рядом с таким «очагом», можно заполучить пожар. По этой причине ни один пожарный не даст официальное добро на обогрев гаража подобным оборудованием.
Важно! Ответственность за использование такой печи полностью лежит на владельце гаража
Буржуйка
Самый популярный и простой вариант самодельной эффективной печки – буржуйка. Сделать её можно прямо в гараже из подручных материалов. Подойдёт всё, что имеет подходящую форму и прочностные характеристики. Желательно, чтобы металл был, как минимум, 5-миллиметровым. Цилиндр должен иметь диаметр от 30 см.
Традиционная печка включает в себя:
- корпус;
- зольник;
- решётку;
- дверку топливника;
- дверку поддувала;
- дымоход (вертикальный или горизонтальный).
Схема изготовления простейшей буржуйки:
- из подходящей заготовки делают топливную камеру;
- на дне устанавливают решётку, а под ней зольник; для последнего можно использовать листовой металл потоньше;
- сверху или сбоку делают дымоход; минимальное сечение – 10-12 см, допускается 2-3-миллиметровая толщина стенок;
- из уголков делают опоры.
Рекомендация! Чтобы усилить термоэффект и ускорить обогрев гаража, к боковинам буржуйки можно приварить небольшие пластины-крылья.
На иллюстрации – схема простой предшественницы булерьяна. Теплоотдача конструкции повышена благодаря использованию дожигателя с дублированным перевалом. Одной топливной загрузки хватает на 3-4 ч. Мощность в малой степени можно регулировать с помощью дверки.
Рисунок 10. Схема одного из вариантов буржуйки
Заключение
Подходящих вариантов печей в частный гараж хватит для того, чтобы поразмыслить над выбором. Но в любом случае прежде всего – безопасность. Самая неприятная оказия – пожар. Техника безопасности поможет упредить возгорание, но если таковое всё же произошло, его необходимо быстро ликвидировать. Для этого нужно иметь один, а лучше два огнетушителя. Выбирать необходимо, исходя в первую очередь из объёма газового заряда, который должен быть, как минимум, в полтора раза больше гаражной кубатуры.