Резной конек на крышу

Резной конек на крышу

Коньки на крышах

Почти каждый музейный экспонат имеет чем-нибудь примечательную «биографию». В ней и вся жизнь предмета, годами служившего людям, и история его происхождения, часто уходящая в глубокую древность.

В одном из залов музея высоко на стене поместились две деревянные скульптуры загадочных зверей. Мощная выпуклая грудь, лебединая шея, навостренные уши. Выразительны силуэты фигур с величаво склоненными головами. Серебристое дерево со следами мха и лишайников местами будто тронуто золотом. Извивы волокон древесины напоминают узоры вспенившейся волны. В фигурах чудится что-то дремучее, идольское. Вглядевшись, узнаем изображения коней. Они с Севера. Одного привезли из тарногских лесов Вологодской области, другого — с Северной Двины. Каждому более ста лет. Третий охлупень, находящийся теперь в фондах музея, был во время одной из экспедиций на Северную Двину снят с заброшенного, готового рухнуть дома, построенного в 1854 году. Этому коню — 130 лет.

Русский Север — край потомственных древоделов. Здесь возводились деревянные храмы и колокольни, удивляющие гармонией пропорций, циклопичностью своих седых бревен. И теперь вологодская и архангельская деревни — это стихия дерева. Почти каждый крестьянин — более чем хороший плотник: умеет и дом срубить, и украсить его.

Традиционное украшение — конек на крыше. Мастерски владея топором, северянин вырубает голову и грудь коня из корневища старой лиственницы или ели, плотная смолистая древесина которых стойко сопротивляется времени и невзгодам сурового климата. Тяжелое бревно-охлупень с конем строитель поднимал на крышу избы. Концы тесин кровли плотно входят в желоб, выдолбленный снизу, вдоль всего бревна. А конь над фронтоном как замок закрепляет их и придает прочность всей конструкции покрытия.

Двускатные кровли изб часто имеют такую протяженность, что одного охлупня недостаточно. На крыше укрепляют два бревна корневищами в противоположные стороны и каждое получает скульптурную обработку. Один конь глядит на улицу, другой смотрит в поле или в лес за домом.

Пластика этой своеобразной скульптуры, в которой скупо выявлены только основные формы, великолепно согласуется с пластикой бревенчатого сруба. Возвышаясь над фронтоном, скульптура завершает композицию фасада избы.

В натуре северного строителя-плотника постоянно проявляется художник. В изгибах корней он угадывает очертания конской головы или головы птицы (птицы тоже украшают щипцы кровель, особенно часто на избах по реке Пинеге) и талантливо превращает случайную природную форму в художественно выразительную. Ни один конек не похож на другой, с соседней избы. То он гордый и стремительный, то могучий, богатырский, то маленький, скромный, будничный коник. И птица предстает или в виде утицы, или в образе сказочной царь-птицы с причудливым навершием-короной вместо гребня.

Неокрашенное дерево от ветров и дождей постепенно темнеет, покрывается узорами мха. Освещенное солнцем, под светлым северным небом дерево приобретает серебристый оттенок, и скульптура будто парит в воздухе. В дождливую погоду на фоне свинцового неба конь-охлупень рисуется черным грозным силуэтом. В белую ночь конек фантастичен. Коньки живут вместе с природой.

Когда входишь в северную деревню и почти с каждой крыши смотрит на тебя такой конь, кажется, что это все стражи домашнего очага, выражающие «душу» дома. Трудно не поддаться обаянию этого сурового впечатляющего искусства. Вначале охватывает странная робость: ведь каждый конь так реален при всей условности образа. На смену ей приходит радость от встречи с творениями талантливых мастеров.


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Заостровъе, Архангельская губ

Кони украшают не только кровли огромных, словно корабли, северных домов. Конские головки вырезают на изогнутых концах крепких тонких бревен, поддерживающих желоба водостоков, в которые упираются нижние концы тесин кровли. Называются они «курицами». Конскую голову можно увидеть над крыльцом, на крышах амбарчиков, на банях. Миниатюрные и лаконичные конские головки украшают даже двускатные кровельки намогильных столбов и крестов-«голубцов» на старинных погостах по всему русскому Северу, от Карелии до Печоры.

Образ коня — один из любимых и древнейших в русском народном искусстве. Он повторяется и во внутреннем убранстве дома, в росписях и скульптурных деталях утвари, в вышивках.

В некоторых местностях Севера вошедшего в избу у печи встречает «охраняющий» очаг конь — крутой завиток навершия толстой доски с головой животного (как в сказке, там тоже кобылица «змеем голову свила»). Эту резную плаху, подпирающую шесток, ласково называют «коничек». У стены мы увидим длинную скамью с подлокотниками в виде конских голов, а на столе — ковш или солоницу с конской же головой. И на полотенце, обрамляющем зеркало, может быть вышит конь. На прялках среди травных завитков — то красный, то золотой конь со всадником или в упряжи.


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ

Образ коня имеет глубокий смысл. Издавна конь был помощником земледельца и другом ратника. В богатейшем русском фольклоре конь запечатлен как «вещий», «ярый», как прекрасное животное, олицетворение силы, красоты, добра и охранительного начала. Он связывается с древними языческими представлениями славян-земледельцев о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Отражением, отголоском этих древних понятий можно считать обычай окрашивать деревянные игрушки-коники в красный цвет.

До сих пор в некоторых местах бывшей Олонецкой губернии сохранились кони-охлупни, соседствующие со знаком солнечного круга, вырезанного на «полотенце» — доске, прикрывающей стык досок у щипца и спускающейся из-под конька.

Кони-охлупни северных областей, особенно Вологодской и Архангельской, имеют ярко выраженные особенности монументальной скульптуры.


Конь-охлупень. 1854. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень. Кон. XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ


Конь-охлупень на крыше амбара. XIX в. Вологодская губ

Читать еще:  Штукатурка фасада под бетон

Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях. В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном. Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок. Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.

Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые «коньковые подвески».

Со временем представления о символическом значении коня слабели и превращались в фольклоре в традиционные поэтические формулы (конь верный, добрый, сказочный Сивка-Бурка, наделенный волшебной силой), а в искусстве — в декоративные образы и мотивы. Для примера можно указать на конские головки в резных навершиях ярославских теремковых прялок и в медных оправах маленьких прялочных зеркал.

Конь-охлупень как важный конструктивный и художественный элемент кровли еще сохраняется в ряде мест. Нередко возле строящегося дома среди бревен и стружек виден новый охлупень, который вскоре поднимут на крышу и там, рядом с радиоантенной, конь займет свое почетное место. «В нем вся красота дома»,-услышишь иной раз от хозяина. И с этим трудно не согласиться.

Сослуживших службу, обветшалых коней сбрасывают. И лежат они на зеленых лужайках за избами, у обочин дорог, на пустырях, постепенно врастая в землю, все такие же гордые и величавые.

Музейные работники во время экспедиций стараются собрать эти памятники, сохранить, раскрыть их значение, показать их красоту людям.

Творения северных плотников обретают новую жизнь уже в качестве экспонатов, с которыми знакомятся тысячи посетителей Русского музея.

Резные украшения из дерева

Естественная привлекательность и легкая обработка натуральной древесины позволяет создавать из нее прекрасные деревянные украшения для интерьера и дома. Этот созданный природой, экологичный материал проверен веками и продолжает пользоваться большим спросом в строительстве и быту.

Оригинальная резная шкатулка из дерева

Резные узоры на фасаде дома

Все чаще даже состоятельные граждане предпочитают более дорогим кирпичным строениям дом из бруса или бревна. И это не только дань моде, дерево — уникальный материал с живой энергетикой. Древесина прекрасно удерживает тепло и создает благоприятный микроклимат в помещении. Вместе с деревянными домами постепенно возвращается и интерес к домовой резьбе.

В старину дома украшались резными элементами не только ради эстетики – каждый узор и орнамент имел свой смысл и служил защитой жилища и семьи от бед, нечисти и дурных людей.

Резьба наносилась на элементы фасада дома: карнизы, декоративные балясины, ставни, наличники, полотенца, столбы и опоры. Сегодня мало кто задумывается о символике резных украшений для домов.

Различные резные украшения на фасадах домов

Однако красивые узоры, придуманные старинными мастерами, продолжают жить, обрастая новыми деталями. На помощь современным резчикам по дереву приходят новые технологии и высокоточное оборудование, благодаря которым можно создавать сложные и оригинальные изделия из дерева.

Резной декор для кровли

Верхняя треугольная часть крыши (фронтон) в старину назывался очельем. Именно его украшали декоративной резьбой особенно богато:

  1. Конек кровли. На самом верху деревянные дома часто украшаются деревянными элементами в виде скульптур коня, петуха или птицы.
  2. Причелины. Резные карнизные доски, расположенные на торцах бревен, которые удерживают крышу. Такие доски также называют ветровыми, они не только являются декоративным украшением фронтона, но и закрывают торцы бревен от осадков. Резьба для причелин может быть ажурной или рельефной по дереву. Также нередко используются многослойные элементы, состоящие из нескольких рядов резных досок. Сверху, на месте пересечения причелин, располагается центральный декор, часто это символы солнца, сложные витиеватые узоры или резные розетки и накладки.
  3. Фриз. Резная доска, установленная на карнизе, обычно покрывается симметричным повторяющимся узором, который идентичен или перекликается с рисунком причелин.
  4. Полотенца. Другие названия – сережки, подкрылки. Представляют собой деревянные свесы по бокам карниза. Обычно опускаются ниже основной резной доски фриза и по виду действительно напоминают старинные праздничные полотенца.

Резьба на окнах

Не менее важным элементом украшения домов считаются деревянные резные наличники. С из помощью не только достигается декоративный эффект, но и закрывается щель между оконной коробкой и стеной, а дом лучше защищен от шума и сквозняка.

Пример оригинальной резьбы на окнах

Резное оформление окон в старину также имело огромное защитное значение, ведь именно через окна и двери нечистая сила можно проникнуть в дом. Резные обереги со временем превращались в красивейшие орнаменты, которые дошли и до нас.

Резной наличник мог иметь достаточно простую конструкцию и состоять из трех, реже четырех досок, на которые наносился несложный повторяющийся узор или орнамент. Более сложное и декоративное обрамление окна включало различные элементы, многослойные резные накладки и детали:

    Кокошник – резное украшение в верхней части окна, содержит больше всего декоративных элементов. Кокошник немного выступает от фасада и снабжается резным подзором, который защищает окно от осадков;

Старинные резные кокошники на окнах

  • Боковые стойки – резные доски, расположенные по бокам окна. На боковые элементы устанавливаются ставни, которые также могли украшаться резьбой и декоративными деталями;
  • Подоконный пояс – часто подоконная доска оставляется без украшения, однако она имеет множество возможностей для декорирования. Например, резными фартуками (гуттами), которые, как и полотенца на фронтоне, свисают по краям окна. Также подоконная доска может декорироваться различными накладками и розетками из резного дерева.
  • Техника выполнения домовой резьбы

    Стили и техники домовой резьбы соединили в себе множество школ, направлений и способов наносить резной орнамент. Деревянные украшения домов могут быть выполнены следующими способами:

    1. Глухая рельефная. Рисунки и узоры данной техники имеют высокий рельеф и сплошной фон. Это могут быть простые геометрические орнаменты, растительные мотивы или целые картины и композиции. Глухой рельефный узор чаще всего можно увидеть на створках окон и наличниках, его наносят на торцевые и карнизные доски.
    2. Прорезная ажурная. Также имеет другие названия — кружевная, пропильная или сквозная. Очень эффектная и распространенная техника резьбы. Она требует минимум инструментов, знаний и времени. Нанесенный на доски узор выпиливается насквозь лобзиком, пилой, резьба ручным фрезером. Эскизы для выпиливания резных узоров на окна

    Кружевные узоры можно увидеть в качестве украшения окон, фронтонов, карнизов, над дверями и крыльцом. Резные элементы использовались как накладные украшения на глухие стены фасада или доски наличников. Еще один подвид пропильной техники – многослойная резьба. Доски со сквозными узорами накладываются друг на друга, при этом получается имитации глухой резьбы.

  • Объемная скульптурная резьба. Самый сложный тип резьбы в виде различных объемных фигур. Декоративными скульптурными деталями украшался конек крыши. Объемные фигуры вырезались над дверью и окнами, на столбах подпирающих крыльцо или перила.
  • Какую древесину использовать для домовой резьбы

    Самой распространенной, а в северо-западных регионах лучшей, считается сосна. Достаточно прочная и удобная в обработке она хорошо подходит для изготовления резных украшений для фасада дома.

    Украшение резными элементами фасада дома

    Неокрашенная сосна со временем становится светло-желтой, почти медовой. Осина со стародавних времен ценилась как хороший поделочный материал. Она имеет мягкую податливую структуру, слабо усыхает, устойчива к растрескиванию. С возрастом осиновые деревянные украшения приобретают серый стальной блеск, который можно принять за металл.

    Пластична, мягка и очень удобна для резьбы липа. Ровная светлая древесина липы однородна и хорошо подходит для рельефной резьбы. Однако мягкость и пористость волокон делают липу недолговечной и требовательной к уходу.

    Дуб очень прочный и долговечный материал, но он очень дорог и труден обработке из-за жесткой и плотной древесины. Лиственница также прочный и твердый сорт древесины, но для изготовления резных украшений использует редко, так как липа легко раскалывается.

    Резной декор в современном интерьере

    Богатые художественные традиции резьбы по дереву нашли воплощение в современном дизайне и оформлении интерьера. Украшения из резного дерева наиболее востребованы в классических стилях (барокко, ампир). Также деревянные элементы декора характерны для этно стиля (африканского, восточного, японского или марокканского).

    Древесина будет уместно смотреться в любом месте дома, а благодаря безопасности и натуральному происхождению деревянные украшения и мебель можно использовать в спальнях и детских комнатах.

    Резные элементы интерьера

    Деревянные украшения используются в следующей отделке интерьера:

    1. Лестницы. Резные балясины и перила из дерева сделают интерьер утонченным и роскошным.
    2. Деревянные консоли. Опорно-декоративный элемент для украшения колонн, стен, потолка, каминов, мебельных полок.
    3. Частный дом с колоннами и пилястрами. Поддерживающие элементы из дерева на сегодняшний день имеют декоративное значение и используются для украшения интерьера и для придания помещению визуальной высоты. На колоннах часто можно увидеть элементы скульптурной или рельефной резьбы.
    4. Розетки. Деревянные розетки используются для резного декора мебели, декорирования потолков и многого другого. Розетка представляет собой симметричную деталь круглой, квадратной, многоугольной формы с выраженным центром. С их помощью маскируют стыки наличников, украшают камины, стены, рамы и панно.

    Различные узоры резных деревянных розеток

  • Наличники – резные наличники для окон и дверей используют для оформления интерьера внутри помещения. Также рамами из дерева окантовываются зеркала, картины, настенные панно.
  • Багеты, карнизы, уголки, плинтус. Эти декоративные детали сделают интерьер эксклюзивным и богатым, придают стилистическую законченность помещению.
  • Фризы. Резные орнаменты используются для обрамления стен, потолков, для украшения мебели.
  • Выбор древесины

    Каждый сорт дерева имеет свои неповторимые качества: цвет, текстуру, рисунок, особенности обработки.

    1. Липа. Самая востребованная древесина для резьбы – мягкая и податливая. На липе можно вырезать самый тонкий выразительный узор, изготовить небольшие украшения тонкой работы.
    2. Дуб. Очень долговечный и прочный. Обработка такой древесины сложна и полученные изделия дороги. Массивная добротная мебель из дуба – предмет роскоши и незыблемости.
    3. Береза. Хороший материал для резных изделий, используется для создания накладных деталей, статуэток и сувениров.
    4. Орех. Твердая древесина с универсальным применением – от мелких поделок до мебели. Орех хорошо полируется и достаточно хорошо поддается обработке.

    Резные ложки из ореха

  • Груша. Дерево ценно тем, что практически не склонно к появлению трещин и деформаций.
  • Ольха. Привлекательна благородным темным цветом древесины от красноватого до черного.
  • Древесина хвойных пород (тис, сосна, ель, или кедр). Хороший материал для создания массивных элементов интерьера, а также накладных деталей и погонажных изделий: наличников, плинтусов, карнизов.
  • Древесина живой материал и деревянные украшения как внутри, так и снаружи дома нуждаются в уходе.

    Различные резные изделия из дерева

    Необходимо деревянный дом и резные детали обработать антисептиками от влаги и насекомых. Внутри помещения важно следить за влажностью. Очень сухой воздух может привести к растрескиванию деревянных изделий. Также использование различных декоративных средств – лаков, морилок не только защитят поверхность древесины от внешних воздействий, но и подчеркнут ее природную красоту и неповторимость.

    Конек из дерева: достоинства и недостатки, где может использоваться

    Представляя собой декоративный и конструктивный элемент крыши, конек обеспечивает отсутствие протекания в строении. Сегодня в продаже предлагается несколько разновидностей конька. Они выполняются преимущественно из металла, ведь этот материал наиболее устойчив к внешним воздействиям и протеканию.

    Однако при обустройстве крыши может быть установлен и конек, выполненный из дерева. Он имеет свои особенности, достоинства и недостатки. О его характеристиках следует помнить, если принято решение об установке деревянного конька.

    Для чего нужен конек

    Основное назначение конька любого вида – в предупреждении протекания крыши. Кроме того, с его помощью и особой конструкции этой детали производится выведение из подкрышного пространства образующегося конденсата.

    Конек венчает любую крышу, служит защитным и декоративным элементом. Благодаря креплению конька на самую верхнюю часть крыши, обеспечивается придание ей более привлекательного внешнего вида. Крыша имеет законченный вид, не протекает. Листы кровельного покрытия, которыми накрыта крыша, плотно фиксируются. Даже при сильном ветре, благодаря наличию конька, покрытие не срывает.

    Однако для обеспечения перечисленных качеств конек должен быть грамотно смонтирован. И выбор самого конька должен производиться осознанно. Ведь от качества материала этой конструктивной части крыши и метода изготовления во многом зависят такие показатели, как сохранность крыши и отсутствие протеканий, эстетичный внешний вид всего строения.

    Как доборный элемент, конек применяется для соединения частей кровельного покрытия. Наиболее часто его изготавливают из металла. В следующей статье вы сможете прочитать, какие еще бывают доборные элементы для крыш, выполненные из профнастила.

    Конек из дерева: когда ставится, достоинства и недостатки

    Выполненный из дерева конек может быть установлен на крышу строения. Раньше они использовались часто.

    Такой вариант конька из цельного бревна привлекателен и надежен.

    Сегодня же чаще применяются другие материалы для изготовления данного конструктивного элемента. Металлические коньки нашли широкое применение в строительстве, при возведении зданий самого разного назначения. Они надежны, эстетичны, могут иметь разную форму. Расцветка их также может существенно различаться.

    Когда могут быть установлены

    Однако и в настоящее время коньки из дерева находят свое применение. Например, когда отдается предпочтение определенному «народному» стилю при оформлении крыши строения. Тогда и многие другие детали крыши и дома выполняются из дерева. Часто они изготавливаются вручную и на заказ. Ценность их при правильном и качественном исполнении высока. Но и эстетичность также высока.

    При необходимости фиксирования крыши в процессе строительства, как временный элемент также может быть использован деревянный конек. Грамотный мастер сможет установить его так, чтобы не было затеканий в подкрышное пространство. Это считается основным условием при установке конька любого вида.

    Такой конек может простоять длительное время даже без замены. Главное, чтобы целостность крыши соблюдалась и от порывов ветра не отходили части конька.

    Достоинства деревянного конька

    К важным преимуществам деревянного конька можно отнести следующие его характеристики:

    • простота изготовления. Для получения такого конька могут быть использованы материалы, которые имеются практически на любом участке: доски достаточной длины и толщины;
    • простота монтажа. Установка такого вида конька простая, потребуются саморезы кровельные (лучше остановить свой выбор на тех, которые имеют полимерное покрытие для сохранения их внешнего вида), расчет мест фиксации, шуруповерт;
    • эстетичность. Эта деревянная деталь при квалифицированной установке будет смотреться привлекательно. После установки необходимо обработать ее, как и все деревянные детали строения, грунтовкой. Это позволит предотвратить гниение древесины.

    Перечисленные достоинства коньков из дерева учитываются при строительстве строений любого назначения. Однако необходимо помнить и о недостатках этого элемента, выполненного из дерева.

    Недостатки конька из дерева

    К наиболее существенным недостатком этого элемента из древесины можно считать:

    • быстрое ухудшение внешнего вида. За счет расположения в самой высокой части строения он подвергается массированной атаке атмосферных явлений. И при недостаточной обработке может быстро потерять свою привлекательность;
    • склонность к деформациям. Если данный элемент не был предварительно качественно высушен, то высок риск его деформации. Это значит, что дерево начнет «крутить», ровность мест соединения нарушается. Следствие – высокий риск возникновения протечек крыши;
    • подверженность гниению и поражению насекомыми-вредителями. Короеды способны быстро снизить плотность дерева, в результате опять же возникает высокий риск протечек крыши.

    Учет достоинств и недостатков конька, выполненного из дерева, поможет грамотно выбрать наиболее подходящий его вариант при строительстве. А грамотный и своевременный уход даст возможность сохранить надолго его привлекательность и надежность.

    Конек, причелины, наличники, шелом, курицы

    Одним из элементов деревянного дома в традиционном русском зодчестве является так называемый охлупень – бревно, закрывающее верхний стык скатов крыши. Он всегда осмысливался как главенствующая деталь жилища, «голова» дома, и недаром его именовали «князь» («кнес»), «князек».

    Этнографы отмечают, что в скульптурном украшении охлупня проявляются наиболее архаичные черты в русском зодчестве. В севернорусских деревнях данный элемент испокон веков был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования. Подобное отношение к верхней части жилища, как и его декорирование фигурами различных животных или мифологических существ (драконы и проч.), в принципе, распространено среди европейских народов. Важно при этом, что украшение кровли дома имеет очевидную региональную и, судя по всему, этническую специфику.

    У русских, как правило, охлупень имеет декоративное скульптурное завершение в виде головы коня, и именно поэтому наиболее распространенным названием данной детали является «конек».

    Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу. Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы — выступы нескольких верхних бревен сруба. Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.

    В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было «черепное бревно»).

    Одна из особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов, композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы — помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода. Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки, распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений, фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

    Декоративные украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи), потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца, наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота, галереи-гульбища.

    Читать еще:  Как из балкона сделать спальню
    Про Дизайн и ремонт частного дома - Krovli-Zabori.Ru
    Добавить комментарий